Не так давно Светлана Тихоновская отрицала свое участие в альтернативном правительстве. Однако, на деле все может оказаться не так однозначно.
О том, какую роль в «правительстве в изгнании» играет главная противница Александра Лукашенко, объявленная в розыск и в Белоруссии и в России, рассказал ФАН блогер Вадим Манукян со ссылкой на ряд инсайдов из белорусской оппозиционной среды.
Фактически так называемого альтернативного правительства не существует. Но разговоры о нем пошли еще в августе, когда главные действующие лица белорусского протеста находились в разных географических точках. Светлана Тихановская тогда была еще в Минске, а вот бизнесмен Валерий Цепкало находился в Киеве.
Но именно в августе стало понятно, что выборы президента отзовутся в стране серьезным эхом протеста. Во-первых, несмотря на все еще немалое доверие народа к Лукашенко, стало понятно, что люди от него устали. Во-вторых, оппозиционеры заранее готовились к организации так называемого «Беломайдана», не рассчитывая победить Лукашенко на выборах.
Как поясняет Манукян, еще летом образовались несколько оппозиционных Минску центров, в котором и принимались потом основные решения по протестам. Один из них разместился в Польше, в так называемом Белорусском доме, с каналом Nexta в качестве информационного рупора. Второй - в Киеве, временном месте базирования белорусских оппозиционеров, где свои идеи озвучивал Валерий Цепкало.
В Минске «великолепное женское трио» в лице Светланы Тихоновской, Вероники Цепкало и Марии Колесниковой готовились выступить в авангарде протеста. Однако, тройка очень быстро распалась, когда первые две «солистки» от греха подальше решили покинуть страну.
Роль кураторов белорусской оппозиции была отдана Варшаве, Вильнюсу и Киеву. Не зря же после выборов переизбранный на пост главы государства Александр Лукашенко вспомнил всем «кураторам» старые обиды.
Власти Украины Лукашенко обвинил в провокациях, Литве пригрозил переводом белорусского грузового транзита из порта Клайпеды в Россию, а Варшаве отомстил, запретив ввоз в страну польских товаров.
Из всей тройки иностранных центров, судя по всему, одну из главных ролей играл литовский «офис» оппозиции. Именно туда, в Вильнюс и бежала Тихановская в августе. Хотя, как пишет Манукян, в киевском центре к ее способностям возглавить оппозицию в изгнании отнеслись скептически.
«Обычная простая женщина. Судя по интеллекту, сама ничего решать не способна» - пишет блогер, ссылаясь на разговор с киевским источником.
Тем не менее, устроившись за рубежом, оппозиционеры принялись зарабатывать политические очки. Валерий Цепкало готовился к встрече с сенаторами в Вашингтоне и с политиками в Европе. Но из-за коронавирусных ограничений пришлось ограничиться европейскими переговорами.
Светлана Тихановская тоже, пусть и позже, но ездила в Европу, на встречу с главами МИД стран ЕС. Однако, как считают эксперты, тамошние политики втайне склонялись в сторону поддержки Цепкало.
А Тихановскую держали, как запасной вариант. Тоже самое пишет и Манукян, считая, что для Цепкало Тихановская была лишь временной фигурой, чтобы с ее помощью растормошить белорусское общество, так сказать, взять огонь на себя.
Что-что, а это ей удалось. Розыск сразу в двух странах за призывы к свержению власти - тому живое подтверждение.
По мнению Манукяна, главным оппозиционерам в изгнании рулить протестом намного комфортней, чем дома. Тем более, что в последнем варианте «домом» могло стать СИЗО КГБ.
Однако, на данный момент есть такое ощущение, что каждый из оппозиционеров действует на свое усмотрение, не согласовывая свои шаги с «коллегами». Хотя, как считает блогер, той же Тихановской управляют внешние силы иностранного присхождения, а также киевские представители господина Цепкало.
Ведь в то время, когда арестованные оппозиционные деятели встречаются с Лукашенко в СИЗО и о чем-то, видимо, даже договариваются, раз сразу несколько из них вскоре вышли на свободу, Тихановская вдруг делает громкий ультиматум президенту Белоруссии, еще больше усугубляя свое положение.
Судя по всему, киевская команда белорусской оппозиции продолжает бросать Тихановскую на амбразуры, фактически подставляя ее. А потом, когда официальный Минск вдруг решит сесть за стол переговоров с оппоцизией, Цепкало может оказаться ее «козырем», а «скандалистка» Тихановская - «битой картой».
Возможно, с опозданием осознав, что она не такая уже и «своя среди своих», она все громче говорит о диалоге с Россией, мечтает о встрече с Путиным, и утверждает, что оппозиция ничего против дружбы с РФ не имеет.
Хотя, как пишет блогер Манукян, у белорусской оппозиции есть кураторы, а проще говоря, западные хозяева. И уж они-то точно видят будущую Белоруссию своей вотчиной, а не сферой интересов Москвы.
В ином случае, они бы столь рьяно не поддерживали несуществующее белорусское правительство в изгнании. Интересно было бы посмотреть, остались бы друзьями и партнерами Цепкало и Тихановская, если бы им представился реальный шанс придти к власти? По мнению экспертов, едва ли. А Западу, по большому счету, все равно, кто из них продал бы им Белоруссию с потрохами.
Другое дело, Лукашенко твердо намерен удержаться на «троне», и оппозиционерам в обозримом будущем вряд ли что-то светит. И вот здесь вопрос – надолго ли хватит терпения у их западных кураторов? Осознав, что переворот не удался, они могут потерять интерес и к Цепкало и к Тихановской. И в этом случае их судьбе не позавидуешь. Ведь уже и назад пути не будет, и впереди… ничего.