Шампиньонов на российском рынке в этом году стало больше и это выращенные именно в России шампиньоны.
С января по август включительно агропредприятия собрали почти 100 тысяч тонн этих грибов – рост на 3,1% год к году. Увеличение связано не расширением тепличных площадей как это происходило до последнего времени, а с повышением урожайности и наймом дополнительного количества сборщиков. В результате среднемесячные урожаи самых популярных в России грибов уверенно перевалили за отметку в 12 тысяч тонн (об этом сообщает отраслевое издание «Школа грибоводства»).
Между прочим, это значит, что сейчас в нашей стране ежемесячно выращивают в полтора раза больше шампиньонов, чем в самом урожайном году докрымских времен, когда за весь 2013 год агропредприятия страны вырастили чуть более 8 тысяч тонн грибов. Предпосылки грибного бума возникли после начала санкционного противостояния, инициированного рядом западных правительств в 2014 году. Стало ясно, что надеяться теперь лучше на себя и в России начали строиться десятки современных грибных фабрик. Они смогли в корне изменить ситуацию на грибном рынке и стали производственной базой отечественного грибного бума.
История успеха «Грибной радуги» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова – одна из типичных, если оставить за скобками то, что речь идет об одном из лидеров нового российского грибоводства. Строительство тепличных площадей компании началось в 2016 году в чистом поле недалеко от Курска. Летом 2017 года «Грибная радуга» собрала первый урожай шампиньонов, а в следующем вышла в главные передовики быстро растущей грибной отрасли.
За несколько лет в производство было инвестировано более 10 млрд рублей, запущены четыре производственные очереди по выращиванию шампиньонов, создано почти 1600 рабочих мест. В результате сейчас компания Александра Удодова и Олега Логвинова поставляет на рынок до 32 000 тонн свежих шампиньонов, это пятая с горкой часть всех отечественных Agaricus bisporus (латинское название этих культивируемых грибов). «Грибная радуга» является агропредприятием полного цикла – от производства компоста и покровной почвы до упаковки и отправки свежих грибов в торговые сети. Компания стала важной частью экономической и социальной жизни Курской области, работает в тесном сотрудничестве с региональными властями.

Грибной бум по-нашему
По итогам года совокупный урожай культивируемых (выращиваемых) грибов - главным образом, это шампиньоны - может вырасти до 156 тысяч тонн (прогноз «Россельхозбанка»). Большинство экспертов и участников рынка ожидают, что в перспективе ближайших 5-10 лет и производство, и потребление культивируемых грибов в России будет расти. В следующем году планируется запуск новых грибных ферм. В компании Александра Удодова и Олега Логвинова рассматривают возможности по увеличению поставок своей продукции на рынок. В той части потребительской корзины россиян, где припасены грибы, за прошедшее десятилетие произошла настоящая революция и она продолжается.
В 2023 году среднедушевой объем потребления выращиваемых грибов в России впервые превысил 1 кг на человека в год, это в 5 раз больше, чем каких-то пятнадцать лет назад. Даже в Китае, известном своей любовью к съедобным представителям царства Fungi, за это же время их потребление выросло в два с небольшим раза. Красное место за грибным столом россиян заняли упругие аппетитные вкусняшки, выращиваемые на фермах, а не собираемые в лесах. Кто-то с ностальгией вспомнит времена «тихой охоты», когда миллионы горожан, а деревенские жители практически поголовно, в грибной сезон бродили с лукошками, корзинами и ведрами по лесам и полянкам с ножиками наготове. Это было полезное и часто приятное времяпровождение, с этим мало кто поспорит. Но и с прогрессом не поспоришь. Культивируемые грибы несравнимо ближе, безопаснее, дешевле и доступны круглогодично. Главные из них на российском рынке – шампиньоны, на которые приходится примерно 95-96% продаж, на втором месте – вешенки.
Сейчас шампиньоны выращивают около 40 агропредприятий – крупных, средних, мелких. Одним из крупнейших производителей является компания бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова, а самые грибные места находятся в Курской и Воронежской областях, и Краснодарском крае.

Как и положено амбициозным новичкам, отечественные грибные хозяйства увлечены передовыми технологиями и стандартами. За несколько последних лет было налажено собственное производство мицелия (грибницы), из которого и вырастают грибы. До этого мицелий по большей части импортировался, и это было одной из главных уязвимостей российской грибной отрасли. В прошлом году было произведено 2 100 тонн мицелия, в полтора раза больше, чем годом ранее. Другой пример связан с экологией.
Компания Александра Удодова и Олега Логвинова впервые в истории отечественного сельского хозяйства стала использовать скруббер. Скруббер – это высокоэффективная система очистки воздуха от вредных примесей, загрязняющих частиц, неприятного запаха. Прапрадедушка современных систем был применен еще в конце 19-го века на подводной лодке, что позволило значительно увеличить время и глубину погружения. Сейчас скрубберы используются достаточно широко, особенно в крупной индустрии, их в обязательном порядке устанавливают на больших судах и космических кораблях. А вот для сельхозпредприятий, даже в мировом масштабе, это достаточно редкая вещь. Дело в том, что скрубберы сами по себе стоят дорого, их установка и обслуживание тоже обходятся недешево. Законодательство не требует от агропредприятий устанавливать их в обязательном порядке, поэтому случаи их применения редки, хотя окружающая среда от этого страдает. Если вы хоть раз проезжали вблизи от птицефабрики, то поймете, о чем идет речь.
На «Грибной радуге» Удодова и Логвинова скруббер установлен не на основных производственных площадках, где выращиваются грибы и все мегаэкологично, а на вспомогательном производстве натурального удобрения – компоста. В процессе его приготовления используются только натуральные элементы, поэтому по ходу дела выделяются резкие неприятные запахи, которые благодаря скрубберу нейтрализуются практически полностью и незаметны для окружающего мира. Важная экологическая новация от курских аграриев, и она совсем неслучайно обязана своим появлением именно грибной компании. Отрасль, растущая в нашей стране практически с нуля, уже показала себя не только амбициозной, но и чуткой к социальным запросам.