После значительного роста продаж новых автомобилей в текущую осень, российский авторынок сталкивается с предстоящим резким падением, утверждают эксперты отрасли и автодилеры.
Основными причинами этого спада стали: желание граждан размещать средства на депозитах, увеличение тарифов на утильсбор, а также общий рост цен на автомобили.
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом квартале 2026 года продажи новых автомобилей могут составить всего 80-90 тысяч единиц в месяц. Для сравнения, в октябре этого года, как ожидается, будет реализовано более 150 тысяч новых легковых автомобилей, а в сентябре автодилеры отгрузили около 122 тысяч машин.
Таким образом, рынок может упасть примерно на 40% по сравнению с текущими показателями, пишет «Газета.Ru».
Аналитики «Автостат» отмечают, что уровень продаж в 80-90 тысяч автомобилей в месяц соответствует ситуации первого квартала 2025 года, когда также наблюдался значительный спад.
«Снижение объемов продаж может проявиться в первом квартале 2026 года. У нас есть уверенность в этом прогнозе. С одной стороны, такая ситуация обусловлена сезонными колебаниями, с другой — многие покупатели, ожидая повышения утильсбора, решили приобрести автомобили заранее — в сентябре и октябре. Тех, кто откладывал покупку, сейчас мотивируют покупать», — заявил Сергей Целиков, генеральный директор «Автостат».
Эксперты отмечают, что ключевыми факторами, способствующими сокращению авторынка, являются также отсутствие новых модельных рядов от зарубежных производителей и сложности с логистикой, которые возникли после санкций. Автопроизводители, ориентированные на экспорт, продолжают испытывать трудности, что также влияет на выбор автомобилей для отечественных покупателей. Кроме того, растущее количество электромобилей требует дополнительных инвестиций в инфраструктуру зарядных станций, что может отразиться на общих затратах автолюбителей.
Для поддержки рынка специалисты рекомендуют вооружиться финансовыми знаниями и следить за актуальными предложениями на рынке, чтобы не упустить момент покупок. Важно также учитывать возможные скидки и акции, которые могут появиться в ближайшие месяцы на фоне снижения спроса.
Влияние утильсбора
Серьезное падение понадобится и в дилерском холдинге «Рольф». Главная причина — рост утильсбора, налогов и желание граждан купить автомобили до их подорожания.
«Могу предположить, что все, кто планировал приобретение автомобиля в ближайшие полгода, сделают это в течение октября, ноября и декабря. В таком случае, вероятно, в январе и феврале нас ожидает снижение продаж», — отметил Николай Иванов, директор по продажам новых автомобилей группы компаний «Рольф», в беседе с «Газетой.Ru».
По его словам, январь и февраль, как правило, являются месяцами с низким спросом на новые автомобили. Более того, начиная с 1 января, произойдёт коррекция тарифов утильсбора, и, кроме того, изменится методика его начисления — ожидается, что НДС увеличится на 2% — перечислил Иванов факторы, способствующие падению рынка.
Согласно прогнозам экспертов, такие изменения могут способствовать не только падению продаж в начале года, но и изменению стратегий автопроизводителей и дилеров. Они могут начать предлагать более выгодные рассрочки и скидки в конце года, чтобы стимулировать спрос. Кроме того, стоит ожидать усиливающейся конкуренции среди производителей, что может привести к улучшению качества услуг и снижению цен в будущем.
Важно отметить, что текущие изменения в налоговой политике также несут риск увеличения серого рынка, так как некоторые потребители могут выбрать более дешевые, но менее легальные способы приобретения автомобилей.
Поддержка банков не на стороне покупателей
Автоэксперт и бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев считает, что если продажи автомобилей в 2026 году останутся на уровне 2025 года, это будет стоить успехом. Ключевая процентная ставка остаётся высокой, поэтому перетока средств с депозитов в сферы личного потребления пока ожидать не стоит.
С учетом увеличения налоговой нагрузки — повышение НДС и налоги на малый бизнес из-за снижения лимитов на упрощённую систему налогообложения, маловероятен рост доходов населения. Уверенности в завтрашних доходах становится всё меньше, и это заставляет людей откладывать крупные покупки», — рассказал Мосеев в разговоре с «Газетой.Ru» о неблагоприятных тенденциях.
К тому же, ещё не понятно, какие меры Центральный банк применит для борьбы с инфляцией, которая продолжает расти на протяжении трех недель, добавил он. Мосеев также отметил, что ЦБ может проявить меньшую готовность к снижению ключевой ставки в дальнейшем.
В настоящее время банковская политика больше нацелена на то, чтобы побуждать людей накапливать средства, а не расходовать их в конкурентной борьбе за розничных клиентов. Крупные российские банки в сентябре — октябре повысили ставки по депозитам, сообщили в газете «Ведомости».
Согласно их информации, максимальная доходность по ряду популярных депозитов может достигать 16%, в первую очередь по краткосрочным депозитам, в то время как ключевая ставка ЦБ, установленная в конце сентября, составляет 17%.
На основании данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ) объём выданных автокредитов за период с января по август 2025 года уже сократился на 44% по сравнению с аналогичным временным отрезком прошлого года, составив 868,4 миллиарда рублей. Это стало следствием роста рыночных ставок и утильсборов во второй половине 2024 года, сообщили в НБКИ.
Эксперты также отмечают, что высокие процентные ставки по кредитам могут привести к снижению спроса на автомобили. Для покупателей становится менее выгодно обращаться за автокредитами, что дополнительно способствует снижению объемов продаж. Банк России и правительства России необходимо продумать меры, которые могут способствовать стимулированию автомобильной отрасли, такие как льготное кредитование или субсидирование покупок новых автомобилей.
Выводы о будущих тенденциях в автомобильной индустрии неутешительные, что подчеркивает необходимость внимательно следить за государственными инициативами и экономической ситуацией в стране, которые могут повлиять на восстановление роста».

