Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:20
Москва
14 октября ‘25, Вторник

Лимит цен на АЗС: чем обернется для России регулирование рынка топлива

Опубликовано
Фото: Infox.ru
бензин
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Цены на бензин вновь бьют по кошелькам автомобилистов, а заправочные станции продолжают их повышать, игнорируя указания властей.

Национальный автомобильный союз настаивает на введении верхнего предела цен, однако остается открытым вопрос, не приведет ли такая борьба с высокими ценами к дефициту и ухудшению качества сервиса.

Прогнозами, к чему приведет такое решение, в беседе с АБН24 поделился автоэксперт Евгений Ладушкин.

Причиной беспокойства НАС стало то обстоятельство, что некоторые (несетевые) АЗС стали завышать цены, а некоторые - лишились поставок топлива. Анализ НАС показывает, что отдельные участники рынка «стараются заработать сверхприбыли на фоне слухов о возможном дефиците», подогреваемом публикациями в медиа. Ситуацию осложняют объективные причины: атаки на нефтеперерабатывающие заводы, увеличение логистических затрат и рост цен на бирже, заставляющие владельцев АЗС решать проблему убытков.

В то же время качество топлива для рядовых автовладельцев остается вопросом доверия. Определить, где хороший бензин, а где плохой, зачастую невозможно – единственной мерой служат крупные сети АЗС и проверенные места. В настоящее время, особенно в крупных городах, ситуация с качеством значительно улучшилась по сравнению с двадцатилетней давностью благодаря современным производственным технологиям и улучшениям в автомобилестроении. Если в 1990-х годах заправка некачественного бензина вызывала только постепенное изнашивание двигателя, то современные моторы, требующие строгого соблюдения стандартов топлива, могут выйти из строя мгновенно. Поэтому государство ужесточило требования к составу и добавкам бензина, в то время как сети стараются поддерживать высокое качество, чтобы не столкнуться с массовыми исками от автовладельцев, поделился мнением эксперт.

Тем не менее, введение ценового потолка может негативно сказаться на экономике автозаправочных станций: ограничение маржи заставит АЗС сокращать расходы на сервисные услуги и дополнительные предложения. Уже сейчас цены на еду, напитки и сопутствующие товары на заправках тяжело назвать доступными, а при внедрении ограничений их стоимость может вырасти, чтобы покрыть убытки.

Также существует серый рынок топлива, где мелкие посредники предлагают топливо по сниженным ценам, обычно для транспортных компаний и грузоперевозчиков. Частные извозчики редко используют их услуги из-за высоких рисков – если случится поломка, доказать вину продавца практически невозможно. Гарантии автопроизводителей не распространяются на суррогатное топливо, что накладывает все расходы на ремонт двигателя на владельца. Судебные разбирательства по взысканию компенсации занимают много времени и маловероятны, констатировал Евгений Ладушкин.

По мнению автоэксперта, страхование последствий от использования некачественного топлива не имеет смысла, так как страховые компании считают такой риск чрезмерно высоким — поломка двигателя может произойти по множеству причин, начиная от загрязненного бака и заканчивая неисправной системой подачи топлива. Стоимость такого полиса будет слишком высокой и вероятность получения компенсации крайне мала.

Инициатива НАС о введении ценового потолка на топливо, с одной стороны, выглядит как защита потребителей от спекулятивного роста цен, но, с другой стороны, несет риски ухудшения качества сервиса и роста теневой торговли топливом. Проблема требует комплексного подхода, который будет учитывать социальные, технологические, экономические и правовые аспекты современного рынка топлива. Важно также отметить, что цены на топливо имеют тенденцию увеличиваться в зависимости от сезонных факторов, таких как спрос в летние месяцы, а также изменений на международных рынках нефти. Поэтому государственные меры также должны включать мониторинг и анализ рыночной ситуации для адекватного реагирования на колебания цен и предотвращения негативных последствий как для потребителей, так и для бизнеса.

Костя Цзю рассказал о состоянии своего сына после аварии
Реклама