По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, в школьной программе от 15 до 30% тем являются чрезмерно сложными для учащихся.
Это создает дополнительные трудности для учителей и негативно сказывается на образовательном процессе. Данная информация была озвучена им на круглом столе «Качество образования — основа достижения национальных целей» в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II, передает «Интерфакс».
«Экспертный анализ показал, что значительная часть стандартной школьной программы, примерно от 15 до 30%, содержит темы, которые в советское время изучались на втором курсе университета», — заявил Музаев.
Глава Рособрнадзора добавил, что в некоторых образовательных учреждениях педагоги избегают углубленного изучения определенных тем, считая их неподъемными для учеников. «То, что у нас произошло, действительно необходимо исправить», — подчеркнул он, призвав «это безобразие прекращать».
Он отметил, что Министерство просвещения, Рособрнадзор и представители вузов принимают участие в разработке новых стандартов для среднего образования, что должно обеспечить более плавный переход учащихся на университетский уровень. Музаев акцентировал внимание на том, что чрезмерное количество бюрократических требований отвлекает учителей от главной цели — качественного обучения. В результате преподаватели вынуждены заниматься документацией и стремиться к формальным показателям, которые не отражают истинную эффективность их трудов.
«Еще одной значительной утратой для нашей образовательной системы в 90-х и 2000-х годы является потеря культуры объективной оценки. Это касается как повседневного оценивания успеваемости, независимо от уровня образования, так и государственной аттестации», — добавил он.
С 1 сентября 2025 года Министерство просвещения установило единые требования к изучению всех школьных предметов. Новые нормы, регулирующие нагрузку на учеников, уже закреплены в законодательстве. Приказ № 704 регламентирует календарно-урочное планирование с учетом необходимого времени для изучения каждого предмета, а также объем контрольных и проверочных работ и домашних заданий. Например, на контрольные и всероссийские проверочные работы (ВПР) по всем дисциплинам будет отводиться не более 10% учебного времени.
Сергей Кравцов, глава Минпросвещения, подчеркнул, что данное правило поможет уравновесить нагрузку как для учащихся, так и для учителей. Министр сообщил, что новые требования гармонируют с нормами Трудового кодекса и соответственно регулируют объем работы для преподавателей.
Переосмыслить учебную нагрузку в школах ранее предложила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Яна Лантратова. Она отметила, что нынешняя школьная программа сосредоточена исключительно на академических успехах учащихся, в то время как их физическое и эмоциональное благополучие остается на втором плане. Это приводит к проблемам со здоровьем, хронической усталости и стрессу среди школьников. Лантратова также предложила пересмотреть подход к домашним заданиям, акцентируя внимание на их цели — закреплении знаний, а не на «механическом выполнении обширного объема уроков».