В России планируется отменить часть государственной поддержки для кризисных отраслей, что может оказать значительное влияние на экономику и предприятия.
Министерство транспорта Российской Федерации выступило с предложением уменьшить объем запланированных мер для поддержки угольного сектора, который сталкивается с серьезными проблемами. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ», ссылаясь на письмо заместителя министра Алексея Шило, адресованное Минэнерго.
По утверждению представителя ведомства, угольные компании не нуждаются в снижении цен на транспортировку угля по маршрутам на северо-запад и юг, поскольку спрос на транспортировку уже значительно превышает предусмотренные объемы, заложенные в финансовом плане компании РЖД.
Это касается инициативы, одобренной президентом России Владимиром Путиным, о введении скидок в размере 12,8 процента для угольщиков на экспорт в указанных направлениях, а также возврата понижающих коэффициентов на период с 1 мая по 31 декабря. Ожидается, что возмещение затрат на эти скидки железнодорожники получат из бюджета страны.
Источники из угольной отрасли подчеркивают, что Минтранс путает понятия, поскольку заявки на перевозку не подтверждают фактическую погрузку грузов. Собеседник напомнил, что даже в РЖД отмечают, что примерно половина заявок на транспортировку угля не выполняется, что указывает на отсутствие реального роста объемов поставок.
Одной из причин возникновения трудностей в угольной отрасли является изменение спроса на уголь внутри страны и за границей. В последние годы наблюдается тренд на переход к более экологическим видам энергии, что ставит под угрозу долгосрочные перспективы угольных компаний. Кроме того, из-за введенных западных санкций и изменений в международной торговле российские угольные компании сталкиваются с новыми барьерами на внешних рынках.
Другой собеседник объяснил, что угольные компании вынуждены заранее оформлять заявки на перевозку большего количества угля, чем реально располагают, чтобы обеспечить надежность поставок. Это позволяет снизить их собственные риски за счет РЖД, однако именно железнодорожники создают эти риски.
При этом первый источник отметил, что даже с учетом предлагаемых скидок экспорт через южные порты вряд ли поможет избежать убытков. Более того, рост тарифов уже опередил запланированные послабления.
В марте стало известно, что 27 угольных компаний страны находятся на грани банкротства, а еще 62 сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями. Эти компании в совокупности обеспечивают треть всего объема добычи угля в России. В апреле ситуация продолжила ухудшаться.
Эксперты говорят, что для преодоления кризиса угольной отрасли необходимо провести структурные реформы, способствующие диверсификации бизнеса, модернизации оборудования и улучшению экологии. Данная ситуация требует комплексного подхода, чтобы обеспечить будущее угольного сектора в условиях меняющегося энергетического ландшафта.