Расширение полномочий государственной аудиторской службы может иметь далеко идущие последствия.
Коротко. И ясно?
Вот они и приняли этот закон. Осталось еще одобрение Совета Федерации и президента, но дело можно считать решенным. ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"», вроде бы мелочь, небольшая стилистическая правка. Содержательная часть документа крохотная – 850 символов, в пять раз меньше этой статьи. И очень скучная для непосвященного:
… часть 2 после слов «органов местного самоуправления» дополнить словами «, иных объектов контроля»;
… часть 3 после слов «государственных гарантий Российской Федерации,» дополнить словами «а также в части использования ими средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета,»
Но главное –
… часть 1 после слов «с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах,» дополнить словами «хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах,»
Вот и весь сказ. Только Россия теперь будет другой.
Сказка долго сказывается
А началось все в марте, когда суровый спикер Госдумы Вячеслав Володин и его либеральный первый заместитель Александр Жуков внесли в эту самую думу законопроект. Приведенными выше формулировками он наделял Счетную палату правом проверять дочек госкорпораций и публично-правовых компаний. И не пожалели же Володин с Жуковым путинского сослуживца Сергея Чемезова, чей «Ростех» наплодил такое количество дочек, что сам в них путается, да и дочки рожают без меры. Деньги государевы тратятся, а прибыль надежным товарищам уходит. Неброским бизнесменам без биографий. Но сил против этого у Госдумы не было, потому и внесли документ сверху, чтобы не ослабели жмущие на кнопки пальцы, чтобы достойно отрабатывались перечисляемые на карточки системы «Мир» солидные депутатские зарплаты и надбавки.
Или нет. Началось все в августе 2018 года, когда глава Счетной палаты Алексей Кудрин публично посетовал, что ему не хватает полномочий. И сообщил, что уже пообщался на эту тему «и в Думе, и с президентом». Президент у нас добро помнит: не забыл, как в 2011 году министр финансов Кудрин, хлопая дверью после 11-летней службы, публично поставил премьер-министра Путина выше президента Медведева. Остальные все-таки тихо соблюдали условности.
А ведь все равно почти полгода писались эти 850 знаков, ибо оппозиция Кудрину при дворе очень сильна. Незаслуженная им репутация либерала раздражает силовиков и патриотов, боятся они нового возвышения творца Фонда национального благосостояния. И только «ястреб» Володин уразумел, что ничего, кроме ритуального уважения к памяти Егора Гайдара, не связывает амбициозного экс-министра с гарвардскими мальчиками. Что Кудрин прекрасно научился выдавать президенту студенческие работы за национальные стратегии точно так же, как военные показывают ему нерабочие танки и недоделанные самолеты. То есть свой в доску. Глаз не выклюет.
Так что все началось еще раньше, в мае 2018 года, когда главный счетовод страны Татьяна Голикова пошла на повышение в правительство, а Кудрин в правительство не хотел, поскольку работать под Медведевым считает ниже своего достоинства (еще один камень тем, кто привычно называет его либералом). И унаследовал Счетную палату, аудиторскую организацию с контрольной, но не карательной функцией для нескольких типов государственных учреждений.
Россия, вперед!
Голикову полномочия полностью устраивали: ее люди пришли, разобрались, что будет дальше – не ее дело, руки чисты, словно их протерли раствором арбидола. Видят аудиторы, что деньги уходят в мутные ООО и АО, а дотянуться до них не могут, да и хорошо оно. Меньше знаешь – до отложенной пенсии доживаешь.
Не то Кудрин. Слишком долго он пережидал среди гражданских инициатив и студенческих стратегий. Ему нужно не только считать, ему нужно добраться до сути, найти пути вывода денег, найти бенефициаров и показать их президенту. Смотри, Владимир Владимирович, каким людям ты доверял, на каких ничтожеств полагался, пока я по комитетам да комиссиям крамолу выслушивал.
И нынешнее расширение прав Счетной палаты – только начало. Тут конкурент, Антимонопольная служба, начала голову поднимать – поглядывает уже «либерал» Кудрин на поле деятельности яблочника Артемьева, тем более что у ФАС есть право штрафы накладывать, а Палата этой радости пока лишена. А там, глядишь, не за горами и карательные функции, ибо от Чайки проку не дождешься, и не пригодится ли нам бюджетная полиция по образцу налоговой? Ой как пригодится.
И если Бог отпустит Алексею Леонидовичу достаточный срок, то еще через несколько голосований по коротким, как выстрел, законопроектам станет Счетная палата Тайным приказом.
И позавидуют работающие отставленным, а оставшиеся убежавшим.