В прошедшем ноябре импорт новых легковых автомобилей в Россию достиг максимального уровня в 2025 году, составив 55,9 тысячи единиц.
Импорт подержанных автомобилей, в свою очередь, второй месяц подряд приближается к рекордной цифре в 60 тысяч штук.
Об этом заявил Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства "Автостат", на конференции "ИИ-революция - 2025".
По словам Удалова, сейчас наблюдается пик импорта новых автомобилей – в ноябре было ввезено 56 тысяч. При этом более 50% этого объема составил импорт, осуществленный физическими лицами. В прошлом году же основными игроками на этом рынке являлись официальные дистрибьюторы и импортеры. Значительная часть роста импорта связана именно с физическими лицами и измененной системой утильсбора.
Согласно оценкам "Автостата", более двух третей (64,2%) от общего объема импорта новых автомобилей в ноябре пришло из Китая, 21% составили автомобили из Киргизии. Остальные страны, такие как Белоруссия (5,3%), Южная Корея (4,6%) и Грузия (1,2%), внесли значительно меньший вклад. "Мы фиксируем, что доля Китая составляет 64%, а доля Киргизии возросла до 21%, что в прошлом не наблюдалось. Эта страна сейчас является наиболее выгодной с логистической точки зрения, что и обуславливает такое увеличение объемов", – отметил Удалов.
Что касается импорта автомобилей с пробегом, то, по данным "Автостата", он также удерживается на рекордных уровнях, близких к 60 тысячам штук в течение двух месяцев подряд.
Удалов отметил: "Объем ввоза подержанных автомобилей остаётся на уровне 60 тысяч, что является наивысшим показателем. В этой категории лидируют физические лица. Лидером по объемам импорта среди стран по-прежнему остаётся Япония (34,2%). Интересно, что это в основном автомобили с двигателями объёмом до 1,6 литра, поскольку отправка автомобилей с большими двигателями ограничена правилами самой Японии. Большинство машин из Японии, поступающих к нам в данный момент, не подпадают под новый утильсбор, и, таким образом, кардинальных изменений не предвидится", – прокомментировал он.
В серьёзных объемах импорт подержанных автомобилей также поступает из Южной Кореи (24,8%) и Китая (18,3%). Остальные страны также внесли свою лепту: Грузия – 8%, Белоруссия – 6,8% и другие.
"Интересно, что доля автомобилей из Южной Кореи слегка увеличивается каждый месяц. А вот китайский импорт подержанных автомобилей, по итогам ноября, достиг 18%. Здесь стоит отметить, что значительная часть этих автомобилей принадлежит глобальным брендам – как немецким, так и американским премиальным производителям. Это говорит о том, что с Китая поступает разнообразная продукция, и мы наблюдаем постоянный рост этой доли. Китай также активно развивает экспорт подержанных автомобилей, формируя хабы не только для России", – добавил Удалов.
Кроме того, по прогнозам аналитиков, в следующем году объем импорта может продолжать расти, так как изменение потребительских предпочтений и улучшение экономической ситуации в стране могут привести к увеличению спроса на новые и подержанные автомобили. Также стоит отметить, что с изменением геополитической ситуации в мире, Россия начинает активнее развивать свои импорто-экспортные связи с другими странами, что может позитивно сказаться на рынке автотранспорта.

