Резкий рост цен на топливо и отсутствие 95-го бензина на заправках в различных частях России усугубили положение на топливном рынке России.
Автомобилисты сталкиваются с длительными очередями, а ФАС инициировала расследования против компаний, подозреваемых в нарушении законодательства. Каковы причины кризиса и в каких регионах проблемы наиболее выражены, в беседе с АБН24 объяснил эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Федеральная антимонопольная служба открыла несколько производств, касающихся нарушений антимонопольных норм в связи с увеличением цен на бензин в ряде регионов. Жалобы от водителей на резкий рост цен на некоторых независимых АЗС стали основой для этих действий, так как стоимость топлива на них значительно превышала средние значения по стране. Одновременно в таких регионах, как Крым, Хабаровский край и Приморье, наблюдается нехватка 95-го бензина: он фактически исчез с заправок, что привело к образованию огромных очередей за топливом.
На товарной бирже цены на бензин достигли исторического пика. Независимые АЗС, не обладающие собственными мощностями по переработке, вынуждены закупать топливо на бирже, в то время как крупные вертикально интегрированные компании, имеющие свои нефтеперерабатывающие заводы и сбытовые сети, могут покупать бензин напрямую, избегая рыночных накруток. В результате у крупных компаний розничные цены остаются более стабильными и низкими, а любые попытки независимых операторов поднять цены хотя бы до уровня рентабельности вызывают недовольство со стороны ФАС. Для независимых сетей такая ситуация обозначает не «завышение» цен, а стремление очертить затраты, поскольку продажа бензина ниже закупочной цены ведет к убыткам, уточнил Юшков.
Поэтому многие независимые АЗС предпочитают не реализовывать 95-й бензин, чтобы избежать убытков. Ситуация особенно драматична в Крыму, где практически нет крупных вертикально интегрированных компаний, и рынок во многом зависит от независимых операторов.
Дополнительный риск создает логистика: повреждение инфраструктуры и нефтебаз на юге приводит к усложнению схемы поставок, поскольку топливо приходится доставлять с НПЗ на АЗС с помощью дополнительных автоцистерн. Это увеличивает затраты и снижает стабильность снабжения. На Дальнем Востоке ситуация более благоприятная благодаря присутствию крупных компаний, однако и там случаются перебои в поставках, особенно в условиях роста потребления и ажиотажного спроса: люди начинают покупать бензин про запас, и на фоне ограниченной переработки возникает дефицит, пояснил эксперт.
Юшков также добавил, что дефицит и колебания цен постепенно исчезнут, так как в последние недели оптовые котировки начали снижаться, что должно облегчить ситуацию на розничном рынке. Традиционное сокращение потребления топлива в осенний период также будет способствовать стабилизации обстановки.
Эксперт отметил, что потери независимых АЗС могут оказывать влияние не только на розничные цены, но и на общий экономический климат в регионах. Если ситуация не стабилизируется, это может привести к закрытию некоторых АЗС и сокращению конкуренции на рынке, что в долгосрочной перспективе негативно скажется на обслуживании потребителей.
Также стоит помнить о том, что колебания цен на нефть на мировых рынках могут оказывать серьезное влияние на внутренний рынок России. В случае дальнейшего кризиса и нестабильных поставок, государство может начать пересматривать свою политику в отношении налогов и субсидий на топливо, чтобы снизить нагрузку на граждан и помочь с решением текущих проблем на АЗС.