В Госдуме в последнее время активно обсуждают необходимость создания страхового продукта для владельцев электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), аналогичного ОСАГО.
Автоэксперт и глава компании LEM solution Евгений Ладушкин охарактеризовал эту идею как бесполезную. В интервью 360.ru он отметил, что, несмотря на возможное увеличение затрат на такой транспорт, введение нового страхования не приведет к ожидаемым результатам.
По словам Ладушкина, количество ДТП с участием электросамокатов и других СИМ в России постоянно увеличивается, и одной из причин этого является свободный доступ к управлению такими устройствами, в том числе для детей. Он считает, что популярность электросамокатов во многом объясняется отсутствием ответственности за их использование.
«Как можно привлечь к ответственности того, кто нарушает правила, если самокат нельзя идентифицировать? Например, что делать с тем, кто проехал на красный свет? У самокатов нет государственного регистрационного знака, нет обязательной регистрации, и поэтому дорожные камеры не могут их распознать и выписать штраф», — пояснил он.
Если все же будет принято решение о добровольном страховании СИМ, это вряд ли изменит ситуацию, кроме как приведет к увеличению расходов у тех, кто согласится на такую страховку. Несмотря на то, что пользователи самокатов могут застраховать свою жизнь и здоровье, большинство из них не делает этого, стремясь сэкономить деньги, отметил автоэксперт.
Ладушкин также утверждает, что внедрение ОСАГО для самокатов не улучшит статистику ДТП, если не будет контроля за соблюдением правил дорожного движения. Кроме того, он добавил, что часто поймать нарушителя на самокате трудно, особенно если рядом нет сотрудников ГИБДД.
Автоэксперт предложил вместо введения ОСАГО для СИМ рассмотреть ужесточение ответственности для компаний, предоставляющих услуги кикшеринга. Он полагает, что такие компании должны обеспечить более строгий контроль за допуском к управлению самокатами детей и других лиц, которым это запрещено.
С предложением о создании страхового продукта для владельцев электросамокатов и СИМ к главе Центробанка Эльвире Набиуллиной недавно обратился Ярослав Нилов, возглавляющий думский комитет по труду и социальной политике. Данная инициатива предполагает длительное страхование жизни пользователей и их ответственности перед третьими лицами, аналогично ОСАГО. По информации МВД, в 2024 году количество аварий с участием СИМ возросло на 43%, что привело к гибели 54 человек. Депутат высказал мнение, что это поможет преодолеть множество проблем, поскольку сегодня кикшеринг предоставляет лишь базовые страховки, а полноценную защиту от ущерба здоровью или имуществу можно получить только в рамках дорогих тарифов.
Для решения проблемы безопасности на дорогах, помимо обязательного страхования, также важно внедрение образовательных программ и курсов для пользователей электросамокатов, где они смогут узнать о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дороге. Установление минимального возраста для управления самокатами и введение правил о ношении защитного снаряжения, такого как шлемы, также может снизить уровень травматизма.