Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

04:53
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

От «мусорной реформы» освободили избранных

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Депутаты Госдумы в третьем окончательном чтении приняли законопроект о поправках в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и закон «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды».

Законопроект поддержали 332 депутата. Противников проголосовали 48 и 1 воздержался. Не голосовало 69 человек.

В тексте законопроекта, подготовленном к третьему чтению, сохранились положения о льготном периоде для уже существующих свалок, которые не успели собрать необходимые документы для включения в единый реестр полигонов.

Сохранился также пункт о возможности регионам в случае отсутствия подходящего единого оператора по обращению с отходами искать подрядчиков на свое усмотрение без всяких конкурсов.

Также остался пункт, который фактически позволяет операторам пока не узаконенных свалок размещать на их территориях отходы I - IV классов опасности.

Важно отметить, что в окончательной редакции в документе в числе льготников, на которых не распространится «мусорная реформа», стартующая с 1 января 2019 года, остались Москва, Петербург и Севастополь. Это был первоначальный вариант, а ко второму чтению думский комитет рекомендовал расширить этот список на остальные регионы.

В список рекомендованных к отклонению поправок попали предложенные поправки следующего содержания: «После слов Севастополь добавить «другими субъектами Российской Федерации в отношении расположенных на их территории городов с численностью населения более одного миллиона человек в соответствии с планом мероприятий, а также субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».

Таким образом, закон о льготном периоде распространится только на три города, а не как предполагалось ранее -практически на всю Россию. Тем не менее, пункты о выборе оператора и работе несанкционированных свалок будут действовать для всех регионов в течение ближайшего года.

С критикой законопроекта выступил депутат от фракции КПРФ Алексей Куринный

Он завил, что принятие законопроекта о поправках говорит о полном провале «мусорной реформы». Виноватых, как обычно, нет.

«Что предлагается сегодня нам? Ну, первое, Москву, теперь Севастополь, с чем, собственно, законопроект и начинался, отложить ещё на 3 года, по остальным предложить новый механизм. Если они не справились, не успели, если региональный оператор не заявился на какую-то зону, значит, исполнительный орган власти субъекта имеет право своим решением без конкурса назначить либо из состава региональных операторов, либо из своего субъекта, либо из соседнего субъекта. Если и здесь нет желающих, тогда здесь появляется хитрая формулировка - МУПы и ГУПы, которые занимаются сегодня вот этой деятельностью и имеют лицензию», - заявил Куринный.

В итоге, проблема несанкционированных свалок как была, так и останется.

«То есть те свалки, которые были до 2019 года, до 1 января 2019 года, но не получили там лицензию, не получили разрешение, их можно использовать и дальше ещё в течение нескольких лет, можно использовать без лицензии. Но что поменяется для людей? Для людей поменяется только одно - оплата, поменяется сумма этой самой услуги, и совершенно не понятно, почему вчера человек платил одну сумму, а сегодня за ту же самую услугу, которая нисколько не поменялась, та же самая машина, тот же самый мусоропровод, те же самые люди, и тот же самый объем мусора -нужно платить теперь минимум в два раза больше», - заключил депутат.

Принятие закона, нивелирующего «мусорную реформу» прокомментировала глава Комитета по реформированию отрасли обращения с отходами, председатель Совета директоров Группы Компаний «Чистый город» Полина Вергун:

«Начать работу в рамках новой реформы сейчас действительно могут далеко не все субъекты. Причина - несовершенные территориальные схемы, которые требуют серьезных корректировок в части распределения потоков отходов. Диссонанс официального документа с реальным положением может привести к мусорному коллапсу. По нашей оценке, на внесение и утверждение изменений потребуется не менее полугода. Однако это крайне необходимая работа, которая позволит компаниям не потерять статус регионального оператора, а субъектам не погрязнуть в отходах. Перенос старта новой реформы даст властям возможность доработать терсхему на основе экспертных данных регоператоров. А это, в свою очередь, позволит не допустить кратного роста тарифов на вывоз ТБО. 

Что касается легализации свалок - то некоторые из них, действительно могут проработать ещё несколько лет. Речь идёт об объектах, которые оборудованы защитным экраном, но их ресурс, к примеру, по документам, близок к исчерпанию. За счёт работы новой спецтехники и соблюдения технологического процесса, возможно продление жизни таких объектов. Это решение подходит для ряда регионов, где до сих пор нет новых полигонов. Оно действительно станет спасением на определенный период. До момента возведения современных полигонов».

Поправкой территориальных схем реформу не выправить

Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор», член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области Анна Гаркуша назвала несколько пунктов, реализацией которых можно было бы на практике изменить экологическую обстановку в стране и организовать цивилизованное обращение с отходами.

Во-первых, заработок регионального оператора следует привязать не к количеству мусора поставляемого на полигон, а к количеству вторсырья, отправляемого на переработку.

Во-вторых, повысить плату за вывоз мусора на полигоны, чтобы стимулировать оператора к организации раздельного сбора отходов и их переработке.

Население со своей стороны приложит все усилия для того, чтобы разложить отходы по отдельным бачкам, уменьшая свои счета за  вывоз смешанных ТКО, а значит, повысит качество и количества ВМР, и заодно и сэкономит на дальнейшей сортировке. То есть, сортировку мусора можно организовать на уровне граждан,  предоставляя им льготы.

В соответствии с вышеописанными задачам необходимо поправить нормативно-правовую базу в области ЖКХ.

Подробнее о предложениях Гаркуши читайте в следующем материале Infox.

Западу следует помнить, что России есть, чем себя защитить – Володин
Реклама