Новый посол США в РФ Майкл Макфол, едва приехав в Москву, подвергся нападкам государственных телеканалов и движения «Наши» - за встречу с организаторами митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Сам посол не понимает, почему на него ополчились.
«Те, кто утверждает, что я первым делом встретился с оппозицией, путают факты, и это легко перепроверить. Моя первая встреча здесь была в МИДе, где я передал копии своих верительных грамот. Все было сделано в соответствии с протоколом. Весь свой первый рабочий день я провел на встречах с российскими официальными лицами, высокопоставленными между прочим. А во второй день я сопровождал заместителя госсекретаря США Бернса на его встрече с представителями гражданского общества и лидерами оппозиции. Это моя обязанность в качестве посла. Когда приезжают высокопоставленные чиновники, посол должен присутствовать на их переговорах. Но это были его встречи. И я почти ничего не говорил на них, в основном слушал, - рассказал Майкл Макфол в интервью газете «Коммерсант». – Между прочим ваш посол в США регулярно встречается с представителями нашей оппозиции. Дмитрий Рогозин встречался с нашими сенаторами от оппозиции. И, если ваш посол захочет переговорить с людьми из офиса Ньюта Гингрича или Митта Ромни, мы сделаем все возможное, чтобы помочь организовать эту встречу».
Американский посол отмечает, что взаимодействие с оппозицией – нормальное явление, которое совсем не свидетельствует по подготовке каких-либо революций. «Мы поддерживаем универсальные ценности и выступаем за распространение демократических принципов по всему миру, включая Россию. Это часть нашей политики, четко записанная в стратегии национальной безопасности президента Обамы, представителем которого я здесь и являюсь. Во-вторых, вы можете быть специалистом по раковым опухолям, но ведь это не значит, что вы выступаете за распространение рака. Я ученый, политолог и социолог, а не профессиональный революционер. Более десяти лет я преподавал в Стэнфордском университете, одном из лучших вузов мира. Там преподают не революционеры или активисты, а ученые», - отметил Макфол.
Посол США в РФ считает, что во многом резкая реакция государственных СМИ и прокремлевских движений связана с наследием прошлого. «Люди, видимо, все еще верят в наличие каких-то секретных мотивов и думают, что Америка хочет видеть Россию слабой. Но это совершенно не так. Если вы не верите мне, возьмите речь президента Обамы в Российской экономической школе летом 2009 года. Он четко сказал, что в интересах США иметь своим партнером сильную Россию. В своей речи при назначении на должность посла я сказал то же самое. Нам не нужна слабая Россия. Это только создаст нам проблемы. Сильная Россия, состоящая в партнерских отношениях с США, - это возможность решать другие важные проблемы в мире. Да, американские фонды дают гранты российским некоммерческим организациям. Это прекрасно! Между прочим и российские фонды дают гранты американцам. Владимир Потанин недавно дал большой грант Центру Кеннеди. То есть частное лицо из РФ выдало грант американской правительственной организации. И это далеко не единственный пример. Ну вот возьмите еще, к примеру, телеканал Russia Today. Он же финансируется российскими властями, насколько я понимаю, и он вещает на всей территории США. При этом на нем порой говорят крайне нелицеприятные вещи о моем президенте. Но это называется свободой слова», - заявил Макфол.
Проблемы ПРО
«Когда говорят, что перезагрузка закончилась, - это нелепо. Нет ничего более далекого от истины. Как я сказал во время присяги, мы на пути к решению более сложных задач. Прекрасный пример - проблема ПРО. Я участвовал во всех переговорах, посвященных ПРО. Это сложная тема, и я не хочу сказать, что у нас есть готовые ответы на все вопросы и вы должны просто принять это. Это не так. Мы должны учитывать ваши интересы в сфере безопасности, а вы - наши. Мы создаем систему ПРО не против России. Мы вовсе не собираемся снова вступать в гонку вооружений с Россией. Это же пережиток времен холодной войны! Мы там уже были, и все это проходили! И не хотим туда возвращаться. Президент США - это не тот человек, готовый тратить огромные деньги и создавать горы оружия, которое никогда не будет использовано. Мы не собираемся этого делать. И Барак Обама сказал это напрямую вашему президенту и всем остальным, - утверждает дипломат. - Сейчас очень политизированный период. Но, когда мы спокойно сядем и рационально, прагматично поговорим о наших национальных интересах, я уверен, что ПРО будет одним из больших прорывов во второй фазе перезагрузки. Одной из моих целей как раз будет работа на этом направлении. Второй ключевой приоритет - это Иран и Сирия. Мы должны остановить кровопролитие в Сирии, мы не можем просто остаться в стороне и безучастно наблюдать. Мы должны работать вместе с Россией и другими великими державами, чтобы добиться этого. И мы должны по-умному разобраться с иранской ситуацией. Там у нас много общих интересов. Мы добились значительного прогресса, но наступающий год будет критическим для решения этого вопроса. США и Россия должны быть на одной стороне».
«Проекта Навальный» не существует
Майкл Макфол считает, что факт обучения Алексея Навального в Йельском университете никоим образом не говорим, что известный блогер является «американским агентом». «На дворе XXI век. Цвет твоего паспорта ничего не говорит о твоих идеях. И если у Навального появился шанс поучиться в Йеле и познакомиться с новыми идеями, - это здорово! А я отправлял десятки и сотни своих студентов учиться в российские университеты, и они приезжали с новыми взглядами. Я тоже учился по обмену в Советском Союзе в 1983 году. Это была моя первая поездка за границу, кстати. И это здоровый процесс. Это называется не революцией или насаждением демократии - это называется образованием. И чем больше русских смогут учиться в Стэнфорде, и чем больше наших стэнфордских ребят смогут учиться в МГУ или в Новосибирске, - тем лучше. Навальный - это Навальный, он не получает от нас денег, мы его никак не поддерживаем. Честно говоря, все подобные измышления - это оскорбление России. Потому что русский народ - один из самых образованных, утонченных и креативных народов в мире, - сказал Макфол. – И последнее. XXI век будет за теми, кто научится использовать людей с мозгами. Дело не в огромных месторождениях нефти и газа, не в больших армиях. Люди с мозгами, научные знания, креативность - вот ключ к будущему. И Россия может по праву гордиться своими достижениями. Пора избавляться от представлений, что мы хотим уничтожить вас или что мы собираемся вести войны по образцу прошлых десятилетий. Надо найти способ использовать главный ресурс России - талантливых людей. Вместе с нашими. И я надеюсь, что за время работы здесь в качестве посла США я смогу внести свой вклад в это».